3. Дополнительный материал по теме «Русская культура XVI века»

Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в XV-XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в.

Содержание


Развитие архитектуры 

С конца XV века в развитии русского зодчества, как и в истории культуры вообще, обозначился новый этап, обусловленный крупными переменами, произошедшими в жизни русских земель.

Признаки нового подъема русского зодчества проявились:

  1. в резком увели­чении объемов строительства новых и, особенно, в интенсивном восстановлении старых построек, пришедших в неприглядное и ветхое состояние;
  2. в образовании крупных строительных артелей под началом богатых бояр и купцов, выполнявших заказы по строительству и реставрации старых зданий, например, артелей бояр В.Г. и И.В. Ховриных и выдающегося русского зодчего В.Д. Ермолина;
  3. в значи­тельном расширении каменного строительства, когда наряду с традиционными храмовыми постройками, каменное зодчество все более интенсивно стало прони­кать в гражданскую архитектуру при возведении монастырских трапезных и палат бояро-княжеской аристократии,
  4. в характерном новшестве этого периода — широком использовании кирпича и терракоты, пришедших на смену традиционной белокаменной кладке.

При этом надо отметить, что после двух веков ордынского ига новое московское зодчество и формировавшаяся на его основе общерусская архитектурная школа, значительно отличались от изысканного и изящного владимирского зодчества XII—XIII вв. простотой своих форм и усилением внешней декоративности.

cerkov-soshestviya-

церковь Сошествия Святого Духа на апостолов

Уже в 1476 г. на территории Троице-Сергиева монастыря была возведена изумительная церковь Сошествия Святого Духа на апостолов или Духовская церковь, в которой удивительным образом соединились основные элементы московской и псковской архитектурных школ. Те же элементы обеих архитектурных школ отчетливо просматриваются и в кафедральном соборе Рождества Богородицы Фе­рапонтова монастыря на Белоозере, построенного в 1490-х гг.

Формирование нового московского стиля было напрямую связано с перестрой­кой Московского Кремля и созданием нового городского ансамбля всей Москвы. Первоначальный ансамбль кремлевских построек, созданный при Иване Калите (1325-1340), за полтора столетия сильно обветшал, поэтому с благословения ми­трополита Филиппа Иван III (1462-1505) принял решение начать грандиозную перестройку всего ансамбля Московского Кремля, который должен был зримо воплотить в себе могущество единого Русского государства.

В 1472 г. под руководством великокняжеского казначея Владимира Григорьевича Ховрина и московских зодчих Ивана Кривцова и Ивана Мышкина началось возве­дение Успенского собора в Московском Кремле. Однако в мае 1474 г., в результате подземного «труса», он неожиданно рухнул и тогда Иван III призвал на помощь псковских мастеров, однако те, осмотрев руины нового собора и уяснив причины этого падения, отказались от лестного предложения Великого князя.

Вскоре после этих событий государев посол Семен Иванович Толбузин получил от Ивана III наказ привезти из Италии толкового «муроля» — мастера каменных дел, и уже в марте 1475 г. вместе с ним в Москву приехал знаменитый болонский инженер и архитектор Аристотель Фиорованти, которому и было поручено строи­тельство нового Успенского собора.

Обстоятельно ознакомившись с памятниками русского зодчества, возведенных в Ярославле, Владимире, Великом Устюге и Нов­городе, в августе 1475 г. он приступил к строительству Собора Успения Богородицы в южной части Кремля, которое было успешно завершено в 1479 г. Монументаль­ный шестистолпный Успенский собор, сразу ставший главным храмом Московского Кремля, имел пять величавых шлемовидных глав, изящный аркатурный пояс по фасаду всего здания и пять апсид. Позднее, уже во времена Василия III, Успенский собор был расписан и стал усыпальницей всех московских митрополитов, а затем и патриархов РПЦ, начиная с первого митрополита Петра (1326) и кончая патри­архом Адрианом (1700).

Вскоре из Италии приехали и другие знатные мастера — Пьетро Антонио Солари, Антон Фрязин и Марко Руффо. В 1485 г. под руководством Антона Фрязина началась перестройка южной крепостной стены Кремля, выходившей к Москва-реке и за два года русские мастеровые люди возвели Тайницкую, Первую и Вторую Безымянные башни. Затем, в 1487 г., Марко Руффо начал строительство Беклемишевской башни, а в 1488 г. Антон Фрязин построил Свибловскую (Водовзводную) башню и закончил строительство всей южной части крепостной стены.





В 1490 г. Пьетро Солари поставил Боровицкую и Константине-Еленинскую банши, а также соединил Свибловскую и Боровицкую башни зубчатой кирпичной стеной. Затем, в 1491 г., под руководством Марко Руффо началось строительство Фроловской (Спасской) и Никольской башен, обрамлявших Красную площадь, которая тогда называлась Пожар. А в 1492 г. Пьетро Солари поставил круглую Собакину (Арсенальную) башню и возвел крепостные стены на северной стороне Кремля. После смерти Пьетро Солари его ученик Алевиз Миланец построил Троицкую баш­ню и опоясал крепостной стеной все кремлевское пространство по реке Неглинке. Таким образом, к концу XV в. были построены все стены и башни современного Московского Кремля, хотя отдельные работы продолжались здесь вплоть до 1516 г.

В этот же период окончательно сложилась и внутренняя планировка Кремля, в центре которого находилась Соборная площадь с монументальным Успенским собором и церковью Иоанна Лествичника, которая была возведена еще во времена Ивана Калиты. В 1485-1489 гг. именно здесь, на месте обветшавшей и разобранной церкви Благовещения (1397-1416), псковскими мастеровыми были построен трех, а затем семиглавый Благовещенский собор, ставший домовой церковью Великих московских князей и княгинь. Тогда же, в 1484-1486 гг., московские зодчие воз­вели рядом с Успенским собором одноглавую Церковь Ризположения (1484-1486), ставшую официальной резиденцией и домовым двором митрополита Московского и Всея Руси. В 1487-1489 гг. на той же Соборной площади Марко Руффо и Пьетро Солари возвели здание Грановитой палаты, которая стала составной частью велико­княжеского дворца и была предназначена для торжественного приема иностранных послов и делегаций.

При Василии III, в 1505-1508 гг. Азевиз Новый построил новую усыпальницу Великих московских князей — Собор Михаила Архангела, во внешнем облике которого особенно заметны многие выразительные элементы итальянского зод­чества эпохи позднего Возрождения. Параллельно с его возведением на месте снесенной церкви Иоанна Лествичника, началось строительство Колокольни Ивана Великого, которое затянулось почти на сто лет, и было завершено только при Борисе Годунове в 1600 г. Тогда же на территории Кремля был построен новый ансамбль знаменитого Чудова монастыря (1504-1507), который был уничтожен в годы советской власти.

После завершения строительства кремлевского ансамбля, началось грандиоз­ное строительство новых оборонительных линий вокруг Москвы. В 1530-1534 гг. под руководством итальянского зодчего Петрока Малого были возведены кир­пичные стены и башни знаменитого Китай-города. А затем, в начале 1580-х гг., под руководством знаменитого русского зодчего Федора Коня были построены стены и башни Белого города, протяженностью более восьми километров. На­конец, в 1591-1592 гг. под руководством все того же Федора Коня был возведен шестнадцати километровый деревянный Скородом, который опоясал весь мос­ковский посад.

В конце XV-XVI вв. началось строительство каменных оборонительных линий во многих русских городах. В 1492 г. были построены стены и башни пограничного с Ливонским Орденом Ивангорода. На рубеже веков было завершено возведение башен и крепостных стен Новгородского и Псковского кремлей. В 1508-1511 гг. пол руководством Петра Фрязина был построен каменный кремль в Нижнем Новгороде, а несколько позднее аналогичные крепостные укрепления из красного кирпи­ча были воздвигнуты в Туле (1514-1521), Коломне (1525-1531), Зарайске (1531), Серпухове (1556) и других русских городах. Тогда же подверглись капитальной пе­рестройки укрепления и многих знаменитых монастырей, в том числе Троице-Сергиева, Пафнутия-Боровского, Симонова, Кирилло-Белозерского, Иосифо-Волоцкого и Соловецкого. А своеобразным итогом развития русского крепостного зодчества этого периода стал знаменитый Смоленский Кремль, построенный в 1580-х гг. под руководством все того же Федора Коня, который современники за изумительную красоту называли «ожерельем земли Русской».

Строительство культовых зданий в этот период развивалось, в основном, по двум направлениям:

  1. возведения монументальных храмов,
  2. создания небольших посадских, сельских и монастырских церквей. Причем, довольно значительное строительство небольших приходских храмов заставило русских зодчих и масте­ровых обратиться к новым техническим и художественным приемам. Поэтому, уж начиная с 1520-х гг., стали повсеместно возводиться бесстолпные с единым нерасчлененным пространством храмы, что достигалось за счет усовершенства системы сводчатых перекрытий.

Другое направление в развитии культового зодчества возникло под влиянием строительства Успенского и Архангельского соборов Московского Кремля, которые отличались особой монументальностью и изысканным внешним декором. В под­ражание кремлевским соборам, в первой половине XVI в. были построены монумен­тальные храмы во многих русских городах и монастырях, в частности в Хутынском монастыре под Новгородом, в Лужицком монастыре под Можайском, во Владычнем монастыре под Серпуховом, в Ростове, Дмитрове, Тихвине и других городах. Но, безусловно, настоящими шедеврами культового зодчества стали Смоленский собор Новодевичьего монастыря (1524-1525), Пятницкая и Введенская церкви Троице-Сергиева монастыря (1547) и Успенский (1552-1557) и Преображенский (1556-1566) соборы Соловецкого Спасо- Преображенского монастыря.

Характерным явлением в русском зодчестве всего XVI века стало развитие «вертикализма», начало которому положила Колокольня Ивана Великого в Кремле. Именно в таком «столпообразном» или «шатровом» стиле в 1520-1540-х гг. было построено несколько десятков замечательных культовых зданий, в частности храм Святого Георгия в Хутынском монастыре под Новгородом, церковь-колокольня Бол­дина монастыря под Дорогобужем, Георгиевская церковь в селе Коломенском под Москвой, церковь Иоанна Предтечи в селе Дьяково под Москвой, кафедральные храмы Покровского и Спасо-Евфимьего монастырей в Суздале и знаменитая церковь Преображения Господня в селе Острове под Москвой.

Новый период в развитии русского зодчества связан со строительством изумительного по своей органике и красоте храма Вознесения в селе Коломенском под Москвой в 1532 г., возведенного честь рождения будущего царя Ивана Грозного. Этот величественный 58-ти метровый храм, устремленный своим «шпилем» в небо, имел удивительную форму: верхний восьмигранный шатер покоился и органически сливался с четырехугольным зданием самого храма («восьмерик на четверике»). Но самым знаменитым шедевром русской шатровой архитектуры XVI века стал девятикупольный собор Покрова на Рву, более известный как храм Василия Бла­женного или Покровский собор (1555-1561), сооруженный в честь взятия Казани. Это величественное здание, воздвигнутое на «лбу» Красной площади, создавалось в течение шести лет под руководством замечательных русских зодчих Бармы и Пост­ника Яковлева. Хотя, надо сказать, что вопрос об их авторстве и даже исторической достоверности этих выдающихся зодчих Средневековой Руси до сих пор является предметом давней научной дискуссии, что отчетливо видно при прочтении работы известного московского краеведа Е.И. Осетрова «Мое открытие Москвы» (1987). Позднее, в 1596 г., к Покровскому собору был пристроен еще один предел, возведенный над погребением одного из самых почитаемых на Руси юродивых Василия Блаженного, после чего он и получил свое новое неофициальное название.

Надо сказать, что официальная Церковь крайне негативно относилась к по­стройкам, выполненным в шатровом стиле, и продолжала отстаивать традиции крестово-купольной архитектуры, образцом которой считался Успенский собор Московского Кремля. Именно в этом «византийском» стиле были построены ка­федральный Софийский собор Вологды (1568-1570) и Успенский собор Троице-Сергиева монастыря (1559-1585). Вместе с тем, именно во второй половине XVI в. большое распространение получили так называемые «комбинированные» храмы, в которых органично были соединены элементы крестово-купольной и шатровой архитектур. Таковыми храмами стали Богоявленский собор Авраамиева монастыря в Ростове, построенный Андреем Малым в 1550-х гг., Троицкая (Преображенская) церковь в селе Вязёмы, сооруженная в 1570-х гг., и Рождественский собор Пафнутия-Боровского монастыря, воздвигнутый в 1570-1580-х гг.

Развитие живописного искусства

Новые политические реалии, сложившиеся в конце XV-XVI вв., а именно значительное усиление власти Великого московского князя и Государя всея Руси и роли Русской Православной Церкви в политической и духовной жизни страны, привели к еще большему подчинению искусства официальной государственной идеологии. Эти явления в значительной мере определили и сам характер развития культовой живописи, которые наиболее ярко проявились в творчестве крупнейшего русского живописца Дионисия (1440-1519), который был очень близок к правящим кругам Московского государства и, особенно, к Иосифу Волоцкому.

В начале своего пути Дионисий «со товарищи» расписывал фресками соборы Московского Кремля, однако вскоре он неожиданно покинул столицу и уехал в За­волжье, где создал изумительные по мастерству и красоте фрески Рождественского собора Пафнутия-Боровского монастыря (1477-1479) и Успенского собора Иосифо- Волоколамского монастыря (1481-1486), которые считаются вершиной его гени­ального творчества. Затем в течение многих лет он работал в Москве и принимал активное участие в росписи Успенского собора Московского Кремля (1514-1515).

sobor-rozhdestva-bogorodicy

Однако в наибольшей степени масштаб дарования этого великого художника проявился во фресковых росписях собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря под Вологдой, которые дошли до нас практически в первозданном виде. Все эти фрески, в частности «Видение Петра Александрийского» и «Видение брата Леонтия», до сих пор поражают зрителей чрезвычайным богатством красок, особой изящностью фактуры, преувеличенной удлиненностью формы человеческого тела и т.д. Однако, как считают многие искусствоведы, в отличие от Андрея Рублева, которого значительно больше интересовал внутренний мир человека, Дионисий придавал большее значение внешней красивости и декоративной пышности фре­сковых росписей.

Следует отметить и тот факт, что в отличие от своих предшественников, Дио­нисий, как правило, работал с артелями живописцев. Поэтому исследователям его творчества (В. Лазарев, М. Алпатов) достаточно трудно точно установить степень участия самого мастера в исполнении целого ряда фресок. Например, стены и сво­ды Рождественского собора Пафнутия-Боровского монастыря он расписывал вместе со старцем Митрофаном, а в росписи Успенского собора Иосифо-Волоколамского монастыря наряду с самим Дионисием принимали участие его сыновья Владимир и Феодосий, а так же старец Паисий и другие художники.

Помимо фресковых росписей, Дионисием и его школой (Тимофей, Ярец, Конь) были написаны многие иконы, которые до сих пор украшают алтари ряда известных храмов и соборов, в том числе кремлевского Успенского собора: «Спас в силах», «Деисус с праздники и с пророки», «Апокалипсис», «О тебе радуется», «Богоматерь Одигитрия», «житийные иконы» московских митрополитов Петра и Алексия, а также известных духовных подвижников Дмитрия Прилуцкого и Кирилла Белозерского.

После знаменитого Стоглавого Собора 1551 г. живописное искусство становить­ся более каноническим, а образцом для подражания стали произведения Андрея Рублева и его школы, которые были возведены в канон. Живописное искусство стало напрямую связываться с текстами «Священного Писания», «Житиями святых» и другими трактатами церковной литературы. Поэтому иконы, фрески и темперная живопись очень часто стали перегружаться многочисленными деталями, компози­ции стали дробными, а прежний лаконизм художественных средств был утрачен.

В первой половине XVI в. под руководством сына Дионисия Феодосия был распи­сан Благовещенский собор Московского Кремля, во фресках которого наиболее ярко воплотилась официальная государственная идея об исторической преемственности власти Великих московских князей от византийских императоров и императриц: на столбах и стенах этого собора были изображены многие византийские правители (Константин, Михаил, Иоанн, Елена) и русские князья (Владимир Святой, Даниил Московский, Дмитрий Донской) в богатых и пышных одеяниях, что придавало всей композиции особо нарядный и торжественный вид. Позднее, в 1560-х гг., на его стенах появились изображения выдающихся античных мыслителей и поэтов — Аристотеля, Гомера, Вергилия, Плутарха и других.

По мнению многих ученых, в условиях подчинения живописного искусства требованиям официальной Церкви, в конце XVI в. появилось новое художественное направление, сосредоточившее главное внимание на самой живописной технике. Это направление получило название «строгановской школы», по имени основных ее заказчиков - богатейших купцов-солепромышленников Строгановых, кото­рые способствовали развитию именно этого направления в русском живописном искусстве. «Строгановская школа» характеризуется, прежде всего, замечательным мастерством внешнего исполнения, а внутренний мир изображаемых персонажей, раскрытие их духовного мира уходит на задний план.

Композиция произведений этой художественной школы всецело подчинена внешней красивости, тонкой проработки отдельных деталей рисунка, особой утонченности фигур, которые облекаются в драгоценные богатые одежды, а сами иконы получают изящный и нарядный орнамент. Кроме того, многие иконы «строгановской школы» полу­чают очень богатые оклады, выполненные из золота и серебра, которые нередко украшались драгоценными камнями.

Наиболее известными живописцами «строгановской школы» были Прокопий Чирин, автор таких икон, как «Никита-воин», «Тихвинская богоматерь» и «Вла­димирская богоматерь с праздниками и ликами святых», Никифор Истома, кисти которого принадлежит знаменитая икона «Церковь воинствующая»,  Назарий и Федор Санины, создавшие икону «Чудо Георгия о змие».

В самом конце XVI в., наряду со «строгановской школой» получила широкое распространение «Годуновская школа», которая, по мнению историков искусства (И. Языкова), явилась результатом синтеза традиций различных иконописных сти­лей — киевского, ярославского, ростовскою, новгородского и псковского.

Главной особенностью живописцев «годунонской школы» стало возвращение к традициям монументального живописною искусства, характерною для второй половины XV в. Однако фигуры самих святых, изображаемые на фресках и иконах, при характерной вытянутости форм, все же создают впечатления излишней грузности тел и одутло­ватости лиц изображенных персонажей. Прекрасными образцами художественной манеры живописцев «годуновской школы» являются фрески Спасо-Преображенского собора в селе Вязьмы под Москвой и иконы «праздничного чина» в иконостасе Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве.

Рекомендуемая литература:

  1. Алпатов М.А. Русская историческая мысль и Западная Европа, XII-XVII вв. М., 1973
  2. Водовозов Н.В. История древней русской литературы. М., 1972
  3. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X-XVII вв. М., 1990
  4. История русской литературы X-XVII веков // Под ред. Д.С.Лихачева. М., 1980
  5. Муравьев А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры IX-XVII вв. М., 1984
  6. Философия русского религиозного искусства. Антология. М., 1993.
Еще материалы по теме «1.19 Формирование национального самосознания.»



Хотите пойти учиться в колледж?
Выбирайте «Тьюторию»!

Поступление без ОГЭ и ЕГЭ. Обучаем перспективным профессиям
после 9 или 11 класса.

Жмите на баннер!
Текст прошел проверку у экспертов «ИнПро» ®
педагог по истории и обществознанию
педагог по истории и обществознанию
педагог по истории и обществознанию
Ирина Михайловна
методист образовательного холдинга «ИнПро»

Справочно:

Материалы подготовлены Федеральным образовательным сервисом «ИнПро»® – Лицензия Минобрнауки 22Л01 № 0002491.

Готовим детей к школе, а также подтягиваем по школьной программе по всей России в 40+ центрах и онлайн, в том числе в Вашем городе.

Бесплатная горячая линия: 8 800 250 62 49 (с 6 до 14 по Мск).


Следите за новостями в социальных сетях:


Нужен репетитор? Запишитесь на бесплатное пробное занятие в «ИнПро»®

Отправка запроса ни к чему не обязывает, это бесплатно. Будем рады помочь!

Отправляя заявку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных.

Нужен репетитор?
Запишитесь на бесплатное пробное занятие в «ИнПро»®

Отправка запроса ни к чему не обязывает, это бесплатно. Будем рады помочь!

Отправляя заявку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных.
Бесплатное занятие Бесплатное занятие