Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Опричнина. Закрепощение крестьян. Материал актуален для подготовки к ЕГЭ.
Содержание
Реформы Избранной Рады (1547-1560)
В январе 1547 г. Иван Васильевич IV был торжественно венчан на царство в Успенском соборе Московского Кремля, что имело огромное политическое значение, поскольку новый титул:
несоизмеримо возвысил царскую власть над всей родовой бояро-княжеской аристократией внутри страны;
впервые ставил русского монарха в один ряд с татарскими ханами, которых на Руси всегда именовали царями.
Сразу после этого события, в феврале 1547 г. молодой царь обвенчался с юной красавицей, боярышней Анастасией Романовной Юрьевой, с которой прожил самые счастливые тринадцать лет своей жизни.
В июне 1547 г. в Москве произошел страшный пожар, в результате которого погибло свыше двух тысяч москвичей и почти восемьдесят тысяч остались без крова. В этой трагедии были обвинены князья Глинские, в частности бабка царя, княгиня Анна, которые были тут же отстранены от власти, и на смену им пришел новый боярский клан — родственники царицы Анастасии, бояре Захарьины-Юрьевы и Воронцовы.
В феврале 1549 г. на представительном совещании в Грановитой палате Московского Кремля, который в исторической науке принято считать первым Земским Собором, Иван IV выступил с обширной программой государственных реформ. Для ее реализации самим государем было создано новое правительство, которое в историографии принято называть на польский манер Избранной Радой (1549-1560).
князь Дмитрий Михайлович Курлятьев-Оболенский и настоятель Благовещенского храма Московского Кремля, личный духовник царя протоирей Сильвестр.
Кроме того, большое влияние на деятельность Избранной Рады оказывал и митрополит Макарий (1542—1563).
Большинство историков по-прежнему считают, что именно правительство Избранной Рады провело целый ряд фундаментальных реформ, которые условно можно разделить на следующие группы:
I. Реформа центрального управления (административная реформа), которая была воплощена в следующих мероприятиях правительства:
В принятии нового Судебника 1550 г., который с учетом судебной практики и развития законодательства был существенно расширен и лучше систематизирован, в частности разбит на главы и статьи.
В новом Судебнике впервые было введено наказание за мздоимство, ужесточены санкции в отношении "лихих" людей, ограничены в пользу центральной власти права наместников и волостелей в расследовании наиболее тяжких уголовных преступлений, подтверждены нормы крестьянского перехода в Юрьев день и несколько, с учетом денежной реформы 1535 г. и инфляции, увеличена плата за "пожилое" — с 50-ти "старых" копеек до 1-го "нового" рубля и т.д.
В проведении Поместного Собора Русской Православной Церкви (1551), который в науке традиционно называют Стоглавым Собором, поскольку все его решения были оформлены в ста главах. На этом Соборе обсуждались два основных вопроса:
чисто церковные дела, связанные с наведение элементарного порядка в среде приходского духовенства и унификации церковной службы и обрядов,
проблема монастырского землевладения, который вызвал наибольшую дискуссию, поскольку царь Иван, поддержанный нестяжателями (Сильвестр), попытался отобрать богатые монастырские вотчины в пользу государства, ибо правительству было крайне важно получить новые земли (роспашь) для поместной раздачи служилым людям "по отечеству", составлявшим основу русской поместной конницы.
Но это предложение, вызвавшее резкое недовольство иосифлян, при активной поддержке митрополита Макария, было решительно отвергнуто. Единственное, что удалось сделать царю Ивану, так это протащить решение, что отныне все монастыри не имеют права приобретать новых земель без доклада царю, а также ограничить "тарханы", т.е. налоговые привилегии церкви, дарованные ей еще татарскими ханами.
В реформе "Государева Двора" и создании "Дворцовой тетради" и "Государева родословца" (1551-1552), на основании которых теперь стало осуществляться "верстание на службу", то есть назначение на все важнейшие административные, военные и дипломатические посты.
В создании в 1551-1555 гг. принципиально новой системы органов центрального управления — Приказов, в основе деятельности которых лежал отраслевой (ведомственный) или территориальный принцип управления:
Посольский приказ ведал внешними сношениями с иноземными державами,
Разрядный приказ занимался назначением воевод в войска и сбором поместного ополчения, Поместный приказ ведал раздачей и конфискацией поместий,
Разбойный и Земский приказы осуществляли уголовный сыск и занимались охраной общественного порядка,
Стрелецкий приказ ведал вновь образованным полурегулярным стрелецким войском,
Приказ Казанского дворца занимался административно-судебным и финансовым управлением новых южных и восточных территорий, и т.д.
II. Налоговая реформа (1551-1556), в результате которой была установлена общая для всех сословий единица налогообложения — соха, то есть мера земельной площади. Согласно новому налоговому законодательству отныне с черносошенных крестьян налог стал взиматься с 500 десятин или четвертей земли, с монастырей и церкви — 600 десятин, а светских феодалов — 800 десятин земли.
III. Военная реформа (1551-1556), которая была проведена в два этапа.
Первый этап реформы, проведенный в 1550-1551 гг., затронул старинный институт местничества, который теперь жестко ограничивался в период военных походов, и устанавливалась четкая подчиненность всех полковых воевод первому воеводе Большого полка. Позднее было принято новое решение, что "тягаться о местах" в мирное время могут только те служилые люди "по отечеству", чьи фамилии были внесены в "Государев родословец", "Государев разряд" и "Дворцовую тетрадь".
Второй этап военной реформы был проведен в 1556 г., когда правительством было принято "Уложение о службе", согласно которому все помещики-землевладельцы, включая "новиков" ("недорослей", достигших 15-ти летнего возраста), обязаны были выходить на государеву ратную службу "конно, людно и оружно". С каждых 150-ти десятин земли помещик сам выходил на ратную службу, а с каждых последующих 100 десятин земли — выводил одного вооруженного и конного холопа. Если служилый человек "по отечеству" перевыполнял этот план и приводил больше военных холопов, чем того требовало "Уложение", то он получал от государства "денежную помогу", ежели он, напротив, уклонялся от несения службы или приводил меньшее число военных холопов — ему грозило битие кнутом и конфискация поместья.
Надо сказать, что в русской исторической науке представители знаменитой "государственной школы" (С. Соловьев, К. Кавелин, Б. Чичерин) рассматривали "Уложение о службе", как первый этап закрепощения дворянского сословия, за которым затем последует закрепощение всех остальных сословий Русского государства.
IV. Реформа местного управления (1556) была проведена в развитие губной реформы (1539) и полностью ликвидировала старый институт княжеских наместников и волостелей и установила, что главами местных администраций отныне становились городовые приказчики, губные старосты и целовальники, которые избирались из числа местных служилых людей и черносотенных крестьян.
Если в целом оценивать реформы Избранной рады, то следует отметить, что при всей их спонтанности они сыграли исключительно важную роль в создании централизованного Русского государства.
В результате реформ Избранной Рады, к 1560-м гг. сложилась более совершенная система центрального и местного управления, которая выглядела следующим образом.
Опричнина (1565-1572), ее основные события и историография
Основные события Опричнины
В обстановке военных поражений на ливонском фронте происходит резкое изменение политического курса в стране. В декабре 1564 г. Иван Грозный выехал на богомолье в Троицкий монастырь, а затем неожиданно уехал в старинное охотничье великокняжеское село — Александрову Слободу, откуда в январе 1565 г. его гонец К.В. Поливанов привез в Москву две царских грамоты. В первой грамоте, адресованной митрополиту Афанасию, Боярской Думе и Освященному Собору, содержался богатый список "измен и неправд" всех князей, бояр и духовенства. Во второй же грамоте, адресованной всему посадскому люду Москвы, говорилось о том, что Государь "гнева на них не держит и опалы никоторые не кладет".
Под давлением растроганных москвичей в Александрову Слободу было тут же направлено представительное посольство в составе двух архиепископов — Пимена и Никифора и трех влиятельных бояр — князей И.Ф. Мстиславского, И.Д. Бельского и П.М. Щенятева. Во время переговоров с визитерами царь дал согласие вернуться в Москву, но лишь при выполнении следующих условий:
он получает право без согласия Боярской Думы казнить всех бояр, заподозренных в государевой измене,
учреждает царскую Опричнину.
Сам термин "Опричнина" происходит от старинного русского слова "опричь", то есть кроме. В Древней Руси опричниной традиционно называли ту часть княжеского домена, которую после смерти князя выделяли его вдове "опричь" всех остальных земель.
На сей раз "опричь" всей земли Российского государства выделялась территория царской Опричнины, в которую вошли:
все русские уезды на границе с Литвой (Можайск, Вязьма, Белев, Козельск),
территории с давно и хорошо развитым феодальным землевладением (Суздаль, Ростов, Переяславль),
северные промысловые города и уезды (Вологда, Старая Русса, Поморье, Устюг Великий). Та территория государства, которая не вошла в царскую Опричнину, стала называться Земщиной, и управление ею было возложено на "семибоярщину" или земскую Боярскую Думу во главе с князьями И.Д. Бельским, И.Ф. Мстиславским и И.П. Челядиным-Федоровым. Таким образом, в стране фактически сложилось классическое двоевластие: существовало две Боярских Думы (земская и опричная), два Государевых Двора, две системы Приказов, два войска и т.д.
Одним из первых мероприятий опричных властей стало формирование опричного войска. С этой целью под руководством членов опричной Боярской Думы — князя Афанасия Ивановича Вяземского и Алексея Даниловича Басманова была создана специальная комиссия, которая в январе 1565 г. провела в Москве генеральный смотр всего провинциального дворянства трех опричных уездов страны — Суздальского, Вяземского и Можайского.
В результате этого смотра в Опричнину была отобрана 1000 "лутших слуг", которые на первых порах и составили костяк опричного войска, возросшего затем до 6000 опричников. Сама Опричнина была построена по принципу монашеской братии, где роль игумена исполнял сам Государь, роль келаря играл князь А.И. Вяземский, а государева воинства — опричники, облаченные в черные кафтаны, наподобие монашеских ряс и клобуков.
Проведя всю подготовительную работу, Иван Грозный запустил в действие заранее подготовленный маховик репрессий против зарвавшейся бояро-княжеской аристократии. Уже в феврале 1565 г. произошло два совершенно беспрецедентных события:
во-первых, были казнены или отправлены в ссылку несколько самых видных и авторитетных членов Боярской Думы — князья А.Г. Горбатый-Шуйский, М.В. Кашин, М.П. Репнин, Д.М. Курлятев, Ф.И. Троекуров и ряд других;
во- вторых, после полного разгрома земской Боярской Думы, которая теперь стала послушным орудием в руках царя, последовала знаменитая "казанская ссылка", в результате которой своих родовых вотчин и поместий лишились более 100 (из 282) представителей самой титулованной княжеской аристократии страны.
Летом 1566 г. состоялся Земский Собор, который был созван для обсуждения условий мирного договора с Польшей и Литвой, условия которого привезли в Москву литовские послы Ю.А. Хоткевич, Ю.В. Тишкевич и М.Б. Гарабурда. Однако в самый разгар обсуждения этого вопроса, когда торговый и служилый люд Новгорода, Пскова, Торопца и Великих Лук совершенно неожиданно выступила оппозиция, которая потребовала от царя отменить Опричнину и прекратить все казни служилых князей и бояр. Иван Грозный пришел в неописуемое бешенство, в результате чего 300 челобитчиков были арестованы, а ряд из них, в том числе глава челобитчиков князь В.Ф. Рыбин-Пронский, казнены.
Новой крупной жертвой очередной волны репрессий стал влиятельный глава земской Боярской Думы боярин Иван Петрович Челядин-Федоров, который по ложному доносу был обвинен в заговоре в пользу князя В.А. Старицкого и в начале 1567 г. сослан на воеводство в Полоцк. Затем последовала опала самого князя В.А. Старицкого, которого выселили в Нижний Новгород и казнили ряд его ближайших родственников, в том числе знатных дворян К.М. Дубровского, В.А. Борисова и других.
Новые казни вызвали резкий протест со стороны нового главы Русской Православной Церкви митрополита Филиппа (Федора Степановича Колычева), который открыто потребовал от царя упразднить Опричнину. Его гневная речь, адресованная самому Ивану Грозному, была продиктована не только тем, что он был самым искренним противником политики Опричнины, но и тем важным обстоятельством, что в числе опальных оказались князь В.А. Старицкий и боярин И.П. Федоров, с которыми семейство бояр Колычевых было связано тесными узами службы и родства.
Резкий демарш митрополита Филиппа заставил царя отдать давно подготовленный приказ об окончательной расправе над боярином И.П. Федоровым, которого летом 1568 г. привезли в Москву и подвергли жестокой казни вместе с его многочисленными слугами и холопами. В знак протеста против этой расправы митрополит Филипп демонстративно покинул свою резиденцию в Московском Кремле и уехал в Симонов монастырь.
Покинул столицу и царь Иван, который в Александровой Слободе вкупе с новгородским архиепископом Пименом стал стряпать дело против главы РПЦ. Однако обвинительное заключение было столь надуманным, что почти все члены земской Боярской Думы отказались утвердить его.
В результате полетели головы новых строптивых бояр — князей А.И. Катырева-Ростовского, Д.И. Сицкого, М.Ю. Лыкова и других. Только после этого новый состав земской Боярской Думы утвердил обвинительный приговор митрополиту Филиппу: он был низложен, публично избит и увезен под крепким караулом в Богоявленский монастырь под Тверь.
В октябре 1569 г. по дороге в Александрову Слободу два верных царских опричника Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский (Малюта Скуратов) и Василий Григорьевич Грязной расправились с царским кузеном, последним удельным князем Владимиром Андреевичем Старицким, отравив его вместе со всей семьей — престарелой матерью Ефросиньей Старинкой, женой Евдокией Одоевской и малолетней дочерью Марией.
В ходе розыска о заговоре князя В.А. Старицкого в недрах Опричнины созрело дело "о новгородской измене" и в декабре 1569 г. опричная Боярская Дума приняла решение отправить опричное войско в поход против мятежных новгородцев. По информации историков путь опричников в Новгород был отмечен зверскими убийствами и грабежами в Клину, Твери, Торжке, Вышнем Волочке и других русских городах. Причем, якобы тогда по личному приказу царя Малюта Скуратов задушил и бывшего митрополита Филиппа в его келье в Тверском Отрочь Успенском монастыре только за то, что он оказался благословить Ивана Грозного на новгородский поход.
Погром в Новгороде, в ходе которого, по разным оценкам, погибло от 4000-6000 (Р. Скрынников) до 15000 (В. Кобрин) новгородцев, продолжался весь январь 1570 г. А затем царские опричники направились грабить и убивать в соседний Псков, но, испугавшись пророчеств некого юродивого Николы, царь не рискнул войти в этот порубежный город и вернулся обратно в Москву.
Между тем, по возвращению из Новгорода, весной 1570 г. неожиданно начались казни самих опричников, в результате которых свои головы на плахе сложили все первые руководители Опричнины, стоявшие у ее истоков: князья А.И. Вяземский, М.Т. Черкасский, А.Д. Басманов, Ф.А. Басманов и другие. Причем, одни историки связывали эти казни со смертью второй жены царя, кабардинской княжны Марии Темрюковны Черкасской, а их оппоненты — с кознями М.Л. Скуратова и В.Г. Грязного, которые вскоре заняли руководящие посты в Опричнине.
Летом 1570 г. М. Скуратов и его головорезы состряпали новое "московское дело", главными обвиняемыми по которому стали руководители многих земских Приказов:
Посольского — дьяк И.М. Висковатый,
Казенного — дьяк Н.А. Фунников,
Поместного — дьяк В.В. Степанов,
Разбойного — дьяк Г.И. Шапкин и другие крупные представители приказной бюрократии, которых обезглавили на Поганой луже в Москве.
По мнению многих историков, Иван Грозный хотел учинить в столице новый "новгородский погром", но события, произошедшие летом следующего года, положили конец кровавой Опричнине.
В мае 1571 г. крымский хана Девлет-Гирей, пройдя Изюмским шляхом через территорию Дикого Поля, совершил опустошительный набег на Москву, в результате которого столица государства была сожжена практически дотла. После ухода татар в городе начались новые казни опричных и земских воевод, которых обвинили во всех смертных грехах и сделали "козлами отпущения". На следующий год крымцы тем же Изюмским шляхом, через Северский Донец, вышли в новый поход на Москву, однако Иван Грозный на сей раз объединил земское и опричное войско под единым командованием трех талантливых воевод — князей М.И. Воротынского, И.П. Шуйского и Д.И. Хворостина, и выставил 40-тысячную рать под Коломной, Серпуховым и Калугой. В начале августа 1572 г. русская армия в ходе трехдневного кровопролитного сражения у села Молоди нанесла сокрушительное поражение крымской орде и обратила татар в постыдное бегство.
Победа при Молоди убедила грозного царя в бессмысленности и опасности дальнейшего раскола страны, и в сентябре 1572 г. Опричнина была отменена. Однако справедливости ради следует сказать, что эту точку зрения разделяют далеко не все историки. Одни авторы утверждали, что Опричнина просуществовала до самой смерти Ивана Грозного, а их оппоненты полагают, что это не совсем так, поскольку "вторая редакция" Опричнины была издана только в 1575 г., но в гораздо более мягкой форме, нежели первая.
Что касается общих жертв опричных репрессий, то одни историки, детально проанализировав синодики (поминальные списки) репрессированных, заявили, что непосредственно жертвами Опричнины стали примерно 4500 человек.
Проблема закрепощения крестьянства
В отечественной исторической науке проблема закрепощения крестьян до сих пор является одной из наиболее спорных. Еще в позапрошлом веке сложилось два основных направления в оценке этой проблемы — "указники" и "безуказники". "Указники", прежде всего, родоначальники и активные сторонники теории "закрепощения сословий" (С. Соловьев, Б. Чичерин, К. Кавелин, Н. Костомаров), утверждали, что закрепощение крестьянства стало логическим продолжением политики закрепощения сословий, в результате которой государство в 1581 г. издало специальный законодательный акт, запретивший крестьянские переходы от феодала к феодалу в Юрьев день по всей территории страны на вечные времена. В советской исторической науке это направление стало главенствующим, хотя само содержание теории "закрепощения сословий", естественно, было выхолощено и акцент намеренно стал делаться только на закрепощении крестьян феодальным государством.
"Безуказники" (М. Погодин, В. Ключевский, П. Милюков) считали, что никакого законодательного акта о закрепощении крестьян государством издано не было и крепостничество возникло естественным путем, через долговую зависимость крестьян своим феодалам, то есть институт кабального холопства.
В советской исторической науке эта проблема изучалась в принципиально ином плане и спор до сих пор идет вокруг двух ключевых проблем:
Когда и как произошло закрепощение крестьянства.
Академик Б.Д. Греков, автор знаменитой монографии "Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVII века" (1952-1954), утверждал, что в 1581 г. был издан специальный царский Указ "О заповедных летах", который наложил "заповедь" (запрет) на все крестьянские переходы в Юрьев день, то есть раз и навсегда закрепостил крестьян на всей территории страны, что и стало юридической основой режима крепостного права в Русском государстве.
Однако спустя два десятка лет данная проблема вновь оказалась в центре внимания историков. В частности, профессор В.И. Корецкий, автор известной монографии "Формирование крепостного права и первая Крестьянская война в России" (1975), полагал, что действительно в 1581/1582 г. вышел царский Указ "О заповедных летах", который запретил крестьянские переходы в Юрьев день, но он носил временный характер и действовал только в новгородских пятинах (уездах), наиболее пострадавших в годы Ливонской войны и Опричнины. Затем, в 1592 г. вышел новый царский указ, который окончательно запретил крестьянские переходы по всей территории страны. Сам Указ 1592 г. так и не был найден в архивах, но его можно косвенно восстановить по Указам 1597 и 1607 гг., которые устанавливали 5-ти летний и 15-ти летний сыск беглых крестьян и холопов. Вместе с тем, другой известный историк, профессор Р.Г. Скрынников, в своей работе "Россия накануне смутного времени" (1985) высказал предположение, что фактическое закрепощение крестьян произошло в результате издания царского Указа "Об урочных летах" 1597 г., в котором помещикам было предоставлено право поиска и возвращения беглых крестьян и холопов в течение пяти "Урочных лет".
Роль барщины в закрепощении крестьян.
По данной проблеме существует две основных точки зрения. Одни историки, вслед за К. Марксом, утверждали, что закрепощению крестьян предшествовало широкое распространение такой тяжелой формы феодальной эксплуатации, как барщина. Причем, профессор Р.Г. Скрынников всячески убеждал, что развитие крепостного права в России шло параллельно и в прямой связи с превращением государственной (поместной) земельной собственности в господствующую форму собственности Средневековой Руси. Однако их оппоненты напротив, полагали, что именно само закрепощение крестьян дало мощный толчок развитию барщины.
Причем, сама крепостная система выросла не столько из помещичьей барщины, сколько из:
процесса усиления феодальной эксплуатации со стороны самого государства и
общего роста всех феодальных повинностей, то есть продуктовой, отработочной и денежной рент.
Домашнее задание:
Повторить теоретический материал
Ответить на контрольные вопросы:
Влияние реформ Избранной Рады на политическое развитие России;