1. Конспект для учителя по теме «Возникновение государственности у восточных славян»

#Актуально #Тексты
626
2

Как вы думаете, почему возникло государство у древних славян? (Обсуждение ответов)

Содержание


Предпосылки возникновения государства

Почему возникло государство у древних славян? Выделяют множество предпосылок, которые можно объединить в несколько категорий:

  • Экономические — славяне перешли от собирательства к пашенному земледелию, создавали новые ремесла, развивали внутреннюю и внешнюю торговлю
  • Политические — происходило формирование славянских племенных союзов с целью защиты от набегов соседей, возникали древние протославянские государства — куяба (вокруг Киева), Славия (окрестности Новгорода) и Артания — (территории близ Рязани и Чернигова).
  • Социальные — происходил переход от родовой общины к соседской, складывалась древнерусская народность, формировалось социальное и имущественное расслоение
  • Культурные — все племенные союзы славян являлись язычниками, кроме того, многие племена проводили схожие ритуалы и обряды, следовали обычаям. Эта общность взглядов на мир и на человека объединяла славянские племена

is4-4

Рис. 1. Причины возникновения государства у восточных славян.

Становление государства у восточных славян проходило в несколько этапов:

  • VI век — из-за постоянных набегов соседних племен и государств славяне были вынуждены объединяться в племена для защиты
  • VII — IX века — славянские племена объединялись в племенные союзы
  • В IX веке сложились две группы племен восточных славян — южные (со столицей в Киеве) и северные (со столицей в Новгороде).
  • 882 — князь Олег совершает поход на Киев, убивает местных князей Аскольда и Дира и объединяет его Киев и Новгород в новое государство — Киевскую Русь

Три периода в истории Киевской Руси

История Древнерусского государства (Киевской Руси) условно может быть разделена на три больших периода:
1) IX – cередина Х в. – время первых киевских князей;
2) вторая половина Х – первая половина XI в. – время княжества Владимира I Святого и Ярослава Мудрого, эпоха расцвета Киевской державы;
3) вторая половина XI – вторая половина XII в. – переход к территориально-политической раздробленности, или к удельным порядкам.

Теории возникновения государства у восточных славян

«В год 6370 (862). И изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали: «Поищем сами себе князя, который бы владел нами и рядил по ряду и по закону». Пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные — норманны и англы, а еще иные готы — вот так и эти. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли прежде всего к славянам. И поставили город Ладогу. И сел старший, Рюрик, в Ладоге, а другой — Синеус, — на Белом озере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля.»

Согласно «Повести временных лет» — главному историческому источнику того времени, славяне пригласили на княжение норманнов — воинов из Скандинавии. Теория, утверждающая, что все правители руси пошли от варягов, называется норманнской. Основоположники теории — немцы Байер, Шлецер и Миллер. В XIX веке теорию разделяли русские историки Соловьев и карамзин. Согласно ей, древнерусское государство было основано варягами с согласия славян. Основной аргумент сторонников данной теории — скандинавское происхождение имен первых русских князей — Олега, Игоря и Ольги.

Антинорманнская (славянская) теория гласит что государство Древней Руси возникло совершенно из других объективных причин. Большинство исторических источников говорят о том, что государство у восточных славян возникло раньше, чем у варягов. Родоначальником этой теории является известный ученый М.Ломоносов. Теория гласит что в VIII-XI в.в. славяне находились выше норманн по уровню политического развития. Варяжские княжества, по его мнению стали второй местной политической формой. Используя «Окружное послание патриарха Фотия»,
Ломоносов опровергал норманскую теорию. В указанном сочинении упоминаются «вагры». Ломоносов приравнивает их к варягам. В религиозных верованиях роксоланов присутствует поклонение Перуну. Отсюда отождествление их со славянским населением.

Кроме того, «варягами» назывались многие народы, живущие по побережью Балтики. Вывод Ломоносова — были варяги-русы и варяги-скандинавы. В русском языке отсутствуют элементы скандинавских языков. Следовательно, нет оснований говорить о том, что варяги, упоминаемые в «Повести временных лет», — скандинавы. Местом начала этнической истории русских, по его мнению, является междуречье Вислы и Одера. Другие сторонники теории — Н. Костомаров, В. Антонович, В. Н. Татищев.

Центристская теория — современные историки (Юрганов, Кацва) пытаются соединить две крайности двух описанных выше теорий. Древнерусское государство возникло в результате внутреннего развития общества, социальных и хозяйственных сдвигов; к образованию Древнерусского государства привела необходимость регулирования отношений между людьми, проживающими на одной территории, а также защиты своей земли от внешних врагов. Они пришли к следующим выводам: норманны сами в то время не имели государственности - процесс формирования государства начался до прихода Рюрика; сам факт его приглашения на княжение говорит о том, что эта форма власти была уже известна славянам; вопрос о том, является ли Рюрик реальной исторической личностью, не связан с проблемой образования государства; каким бы путем он не пришел к власти (есть версия, что он захватил Новгород силой), он завладел ей в той форме, в какой она существовала у ильменских словен; Олег, объединив Новгородскую и Киевскую земли и установив контроль над двумя важнейшими отрезками пути "из варяг в греки", подвел экономическую базу под складывающееся государство.

is4-1

Рис. 2. Теории возникновения государства у восточных славян.

is4-2

Рис. 3. Управление Древнерусским государством в X – XII вв.





Принятие христианства

На протяжении нескольких веков Русь была языческой. Славяне поклонялись десяткам богов, верили в духов, проводили особые обряды. Но на рубеже IX-X веков сложились предпосылки смены религии.

  • Русь со всех сторон терзали набеги враждебно настроенных соседей, кроме того страну раздирали и междоусобные распри между князьями. Требовалась единая идеология, которая смогла бы примирить враждующие княжества и защитить страну от разорительных набегов.
  • Почти все государства Европы уже приняли христианство и отказывались выстраивать дружеские отношения с дикими язычниками-варварами.
  • В то время еще совсем молодая княжеская власть нуждалась в легитимации самой себя. Надо было как-то убедить народ поклоняться не своим местным князьям и волхвам, а киевскому князю, и , как следствие платить ему дань.

is4-3

Рис. 4. Причины и значение принятия христианства на Руси.

Почему все-таки христианство?

Из повести временных лет мы знаем, что князь Владимир, правивший тогда Русью, стоял перед нелегким выбором. От его решения зависела в буквальном смысле судьба большого государства. Есть мнение, что к Владимиру явились проповедники, каждый из которых рассказывал о своей религии. В начале пришли приверженцы ислама. Владимиру импонировало одно: узаконенное многоженство. С неодобрением князь отнесся к обрезанию, воздержанию от свинины и вина. «Руси есть веселие пить, не можем без того быть», — так сказал Владимир мусульманам.

Затем прибыли миссионеры из Рима, направленные папой. Князь спросил: «В чем заповедь ваша?» Папские послы отвечали: «Пост по силе; если кто пьет или ест, то все это во славу божию, как сказал учитель наш Павел». Тогда Владимир молвил: «Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого».

Затем перед ним предстали хазарские иудеи. Владимир отверг их веру, сославшись на то, что иудеи за собственные грехи были рассеяны по свету, а князь для своего государства этой участи не желает.

Последними пришли греки. «Сказали же бояре: "Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей". И спросил Владимир: "Где примем крещение?" Они же сказали: "Где тебе любо""..

Вот такая легенда. Точно ли было данное событие, или хождение к князю представителей всех религий было лишь выдумкой Нестора, мы сказать не можем, но факт остается фактом — Русь готовилась принять крещение по византийскому образцу, ждали только удобного случая.

Он представился в войне с греками; предание тесно соединяет поход на греков с принятием христианства, хочет выставить, что первый был предпринят для второго. В 988 году Владимир выступил с войском на Корсунь. Жители затворились в городе и крепко отбивались, несмотря на изнеможение. Город был взят из-за предательства жителя города Анастаса. Он пустил в стан к русским стрелу с запиской, на которой указал, где проложены трубы, подающие воду в город. Владимир подкопал колодцы, разрушил трубы и корсунцы, изнемогая от жажды, были вынуждены сдаться.

Известие верно ходу событий: это не первый пример, что князь языческого народа принимает христианство при условии победы, которую должен получить с помощью нового божества. Владимир поставил условие, что уйдет из города только с сестрой императоров Василия и Константина Анной.

Но жители сказали, что по обычаю не могут выдать христианку замуж за язычника. Князь Владимир крестился в Корсуни и только после этого был совершен брак с Анною. Перед крещением Владимир заболел и ослеп, но чудесно исцелился во время самого таинства крещения.

Примирившись с греками, он возвратился с православным духовенством в Киев и крестил всю Русь в православную греческую веру. Он крестил в Киеве народ на берегу Днепра и его притока Почайны. Кумиры старых богов были повергнуты наземь и брошены в реку. На их местах были поставлены церкви. Так было и в других городах, где христианство водворяли княжеские наместники. По преданию, новая вера распространялась мирно, за исключением немногих мест. Так, в Новгороде пришлось применить силу. В глухих углах, например, у вятичей, язычество держалось, не уступая христианской проповеди, еще целые века; да и по всей стране старые верования не сразу были забыты народом и сплетались с новым вероучением в пеструю смесь веры и суеверия.

Закрепление

  • Назовите предпосылки возникновения государства у восточных славян. Какие теории возникновения государства у восточных славян Вы знаете?
  • Каковы были причины и последствия принятия христианства на Руси?

Домашнее задание

  • Выучить новый материал
  • Написать эссе
Еще материалы по теме «1.4 Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства. »



Хотите пойти учиться в колледж?
Выбирайте «Тьюторию»!

Поступление без ОГЭ и ЕГЭ. Обучаем перспективным профессиям
после 9 или 11 класса.

Жмите на баннер!
Текст прошел проверку у экспертов «ИнПро» ®
педагог по истории и обществознанию
педагог по истории и обществознанию
педагог по истории и обществознанию
Ирина Михайловна
методист образовательного холдинга «ИнПро»

Справочно:

Материалы подготовлены Федеральным образовательным сервисом «ИнПро»® – Лицензия Минобрнауки 22Л01 № 0002491.

Готовим детей к школе, а также подтягиваем по школьной программе по всей России в 40+ центрах и онлайн, в том числе в Вашем городе.

Бесплатная горячая линия: 8 800 250 62 49 (с 6 до 14 по Мск).


Следите за новостями в социальных сетях:


Нужен репетитор? Запишитесь на бесплатное пробное занятие в «ИнПро»®

Отправка запроса ни к чему не обязывает, это бесплатно. Будем рады помочь!

Отправляя заявку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных.

Нужен репетитор?
Запишитесь на бесплатное пробное занятие в «ИнПро»®

Отправка запроса ни к чему не обязывает, это бесплатно. Будем рады помочь!

Отправляя заявку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных.
Бесплатное занятие Бесплатное занятие