Отождествление языка и мышления
Язык - это знаковая информационная система, выполняющая функцию формирования, хранения и передачи информации в процессе познания действительности и общения между людьми.
Мысль человека всегда выражена языком; одно не может существовать без другого.
Язык является сложным общественным явлением и представляет собой не только систему знаков, служащих средством коммуникации, но и, главным образом, средством формирования мысли, а также способом приобретения знаний, инструментом организации, переработки, хранения, передачи и порождения информации.
Язык играет важную роль в осуществлении процессов познания и в осмыслении мира. Дело в том, что ограниченность наших органов чувств не позволяет нам воспринимать достаточно большой объём информации. Выйти за пределы непосредственного окружения человеку удаётся через язык, через тексты как языковые феномены. Бытие мира раскрывается нам через языковое бытие. Именно через язык мы познаём мир.
В силу своей значимости проблема языка и познания, соотношения языка и мышления интересовала мыслителей разных эпох.
В отношении этой проблемы существует несколько тенденций.
Точки зрения на связь языка и мышления |
|
---|---|
В. фон Гумбольдт |
«язык - это формирующий орган мысли; язык народа - это его дух, дух народа - это его язык» |
А. Шлейхер | «мышление и язык столь же тождественны, как содержание и форма» |
М. Мюллер |
«Знали бы мы небо, если бы не было для него названия? Язык и мышление - два названия одной и той же вещи» |
Ф. де Соссюр |
«Язык - лист бумаги, мысль - его лицевая сторона, а звук оборотная. Нельзя разрезать лицевую сторону, не разрезав оборотную. Так и в языке нельзя отделить ни мысль отзвука, ни звук от мысли» |
Л. Блумфилд |
«мышление - это говорение с самим собой» |
Мышление - это психически-познавательный процесс, позволяющий отразить в сознании человека недоступное
непосредственное восприятие. Мышление представляет собой процесс, связанный с сознанием и речью.
Говорение (речевая деятельность) - это и озвученное мышление.
Ещё древние греки использовали слово «logos» для обозначения слова, речи, и одновременно для обозначения разума, мысли. Разделять понятия языка и мышления они стали значительно позднее.
Язык и мышление не взаимосвязаны, существуют параллельно.
Отличия языка от мышления
Язык |
Мышление |
Выражает действительность Материален - все его единицы облечены в звуки
|
Отражает действительность Идеально - не имеет свойств материи: массы, протяженности, плотности |
Связь языка и мышления позволяет ему осуществлять коммуникативную и когнитивную функции.
Например, у А. Бергсона подлинное понимание мира может быть осуществлено только в интуиции, свободной от языка. Многие учёные считают, что мышление, особенно творческое мышление, вполне возможно без словесного выражения. Н. Винер, А. Эйнштейн, Ф. Гальтон и др. учёные признаются, что используют в процессе мышления не слова или математические знаки, а расплывчатые образы, используют игру ассоциаций и только затем воплощают результат в слова.
Взаимосвязь между языком и мышлением
Язык и мышление неразрывно связаны как виды общественной деятельности. Но существуют различные точки зрения о природе и качестве этой связи:
- механизм мышления не связан вербальным кодом и осуществляется независимо от языка;
- механизм мышления тесно связан с языком и без языка не может быть мышления;
- мышление может быть как вербальным, так и невербальным (наглядно образным).
Здесь тоже встают вопросы, поскольку механизмы взаимодействия языка и мышления до сих пор остаются не вполне ясными.
Долгое время в философии языка господствовал метафизический подход, согласно которому в диаде «язык-мышление» однозначно доминировало мышление, а язык был вторичным: он и исторически появился позже, и функционально он только дополняет, оформляет мысль. Нерефлектирующее мышление исходит и сейчас из такого положения (я понимаю, только сказать не могу).
Только в XIX в. философ и лингвист Вильгельм фон Гумбольдт представил принципиально иной взгляд на язык.
Гумбольдт впервые говорит о единстве языка и мышления, об их равновесии, диалектической связи.
В результате общественной истории язык стал решающим орудием человеческого познания, благодаря которому человек смог выйти за пределы чувственного познания к познанию логическому, выделить признаки, сформулировать известные обобщения или категории.
Материалы психологии демонстрируют, что «язык выступает важным средством формирования и опосредования чувственного познания».
В определённых условиях человек может выделять те или иные объекты, находить различие и сходство между ними в зависимости от используемых языковых средств. Непосредственное обращение к действительности, «непосредственная данность» объектов всегда, так или иначе, преломлены в сознании человека через значения, которые тесно связаны с языковыми обозначениями.
Слово как единица языка является средством абстракции и обобщения, созданным в процессе общественной истории человека. Сочетание слов, или предложение является средством языка, которое не только даёт возможность указывать на предмет и включать его в систему известных связей и отношений, но и обеспечивает выражение или формулировку мысли в виде развёрнутого речевого высказывания.
В языке человека имеются объективные средства как для отвлечения и обобщения, так и для формулирования мысли, средства; они созданы тысячелетиями и являются основными орудиями формирования сознания. Средства языка направлены на то, чтобы обеспечить человеку возможность не только называть и обобщать предметы, не только формулировать словосочетания, но и обеспечивать процесс продуктивного логического вывода, который протекает на вербально-логическом уровне.
Владея речью, «человек оказывается в состоянии делать выводы не только из непосредственных впечатлений, но и из общественного опыта поколений». Именно возможность делать логические выводы, не обращаясь каждый раз к данным непосредственного, чувственного опыта, характеризуется продуктивное мышление человека, возникающее благодаря языку. Это свойство создаёт возможность сложнейших форм дискурсивного (индуктивного и дедуктивного) мышления.
Таким образом, обнаружив взаимосвязь между языком и мышлением, выявив влияние языка на чувственное и логическое познание, мы можем говорить о творческой активности языка в сознании человека, которая способна схватывать сущностные свойства предметов, явлений, процессов, и тем самым конструировать целостный мир, образовывать «языковую действительность», стоящую между объективным миром и субъектом.