4. Домашнее задание по теме «Критерий 9: грамматические ошибки»



  1. В получившемся сочинении (написанном с соблюдением первых пяти критериев) проверьте, насколько точно Вы сформулировали речь, как она разнообразна, нет ли повторов и одинаково построенных предложений.

(1) Когда-то один древний китайский философ сказал, что молодое деревце легко гнётся от ветра и не ломается во время сильной бури. (2) А вот большое дерево, куда более крепкое, не гнётся, но буря его может сломать. (3) И все невзгоды, все бури, каждый прожитый год бережно хранят древесные кольца.

(4) Я часто сравниваю себя с таким деревом: внутри меня такие же кольца — мои прожитые годы. (5) Я тоже, как дерево, храню в себе слои отжитого: где-то в самой глубине ясные, чёткие круги детства, а дальше, нарастая и нарастая, откладывалась юность, зрелость, круг за кругом, делая меня крепче, избавляя от слабости, податливости и в то же время делая всё более уязвимым и сухим. (6) Смешное детство! (7) Оно вписалось в мою жизнь далёким неверным маревом, раскрашивая будущее яркими мечтательными мазками. (8) Вот кольцо последнего года войны, последнего боя, последнего марша на танках. (9) А это кривое кольцо очень долгого года несчастной любви, метаний... (10) Каждый новый круг обнимает всё прошлое, расходится вширь; кажется, и жизнь расширяется, захватывая всё новые пространства. (11) Каждый круг будто волна, которая разбегается во все стороны, всё дальше от сердцевины, от моей человеческой сути.

(12) Только в отличие от дерева отпечатки лет не сохранились с такой чёткостью, годы слились, иные и вовсе стали неразличимы. (13) А потому жизнь дерева кажется мне завидно цельной: каждый год неукоснительно менялась листва, наращивалось новое кольцо ствола — немножко толще, немножко тоньше, — но и корни, и листва делали своё дело, и дело это откладывалось зримым слоем. (14) В дереве не было впустую прожитых лет. (15) Все эти годы, что я шагал по свету, мечтал, воевал, ссорился, кому-то завидовал, ревновал, искал славы, отчаивался, ленился, писал не то, что хотел, — оно неустанно изготавливало из солнца кислород, листву, древесину. (16) Оно тоже страдало (от жары, от жучков, от ранних морозов), но оно никогда не отчаивалось, не совершало ошибки.

(17) Кольца моей жизни — рассказ о прошлом. (18) Кольца — это автобиография человека. (19) Я разглядываю этот срез, словно картину, испытывая смутную тоску по своей жизни, далёкой от такой же ясности, от простых и тихих радостей земли. (20) Мне уже невозможно дойти до такого совершенства. (21) Как же прожить жизнь, чтобы не жалеть о сделанных ошибках, чтобы сохранить себя, выстоять в невзгодах и испытаниях? (22) По-моему, стоит вспомнить знаменитые строки Фета: "Учись у них — у дуба и берёзы..."

По Д. Гранину)

Даниил Александрович Гранин (родился в 1919 году), русский советский писатель и общественный деятель. Основная тема творчества — поэзия научно-технического творчества, поиск истинных ценностей человеческой жизни.

   2. В получившемся сочинении (написанном с соблюдением первых пяти критериев) проверьте, насколько точно Вы сформулировали речь, как она разнообразна, нет ли повторов и одинаково построенных предложений.

(1) Когда при Берге произносили слово "Родина", он усмехался. (2) Он не понимал, что это значит. (3) Родина, земля отцов, страна, где он родился, – не так важно, где человек появился на свет. (4) Земля отцов! (5) Берг не чувствовал никакой привязанности ни к своему детству, ни к маленькому городку, где он родился.

– (6) Эх, Берг, сухарная душа! – с тяжёлым укором говорили ему друзья.

– (7) Какой из тебя художник, когда ты землю родную не любишь, чудак!

(8) Может быть, поэтому Бергу и не удавались пейзажи. (9) Он предпочитал портрет, плакат. (10) Он старался найти стиль своего времени, но эти попытки были полны неудач и неясностей.





(11) Однажды Берг получил письмо от художника Ярцева. (12) Он звал его приехать в муромские леса, где проводил лето.

(13) Август стоял жаркий и безветренный. (14) Ярцев жил далеко от безлюдной станции, в лесу, на берегу глубокого озера с чёрной водой. (15) Он снимал избу у лесника. (16) Вёз Берга на озеро сын лесника Ваня Зотов, сутулый и застенчивый мальчик. (17) На озере Берг прожил около месяца. (18) Он не собирался работать и не взял с собой масляных красок. (19) Он привёз только маленькую коробку с акварелью.

(20) Целые дни он лежал на полянах и с любопытством рассматривал цветы и травы. (21) Берг собирал ягоды шиповника и пахучий можжевельник, тщательно рассматривал осенние листья. (22) На закатах журавлиные стаи с курлыканьем летели над озером на юг. (23) Берг впервые почувствовал глупую обиду: журавли показались ему предателями. (24) Они бросали без сожаления этот пустынный, лесной и торжественный край, полный безымянных озёр и непролазных зарослей.

(25) В сентябре пошли дожди. (26) Ярцев собрался уезжать. (27) Берг рассердился. (28) Как можно было уезжать в разгар этой необыкновенной осени? (29) Отъезд Ярцева Берг ощутил теперь так же, как когда-то отлёт журавлей, – это была измена. (30) Чему? (31) На этот вопрос Берг вряд ли мог ответить. (32) Измена лесам, озёрам, осени, наконец, тёплому небу, моросившему частым дождём.

– (33) Я остаюсь, – сказал Берг резко. – (34) Я хочу написать эту осень. (35) Ярцев уехал. (36) На следующий день Берг проснулся от солнца. (37) Лёгкие тени ветвей дрожали на чистом полу, а за дверью разлилась тихая синева. (38) Слово "сияние" Берг встречал только в книгах поэтов, считал его пафосным и лишённым ясного смысла. (39) Но теперь он понял, как точно это слово передаёт тот особый свет, какой исходит от сентябрьского неба и солнца.

(40) Берг взял краски, бумагу и пошёл на озеро. (41) Он торопился. (42) Он хотел всю силу красок, всё умение своих рук и зоркого глаза, всё то, что дрожало где-то на сердце, отдать этой бумаге, чтобы хоть в сотой доле изобразить великолепие этих лесов, умирающих величаво и просто. (43) Берг работал как одержимый. (44) Никто его никогда таким не видел!

(45) Вернувшись в город, Берг обнаружил извещение о выставке. (46) Его просили сообщить, сколько своих вещей он выставит. (47) Берг сел к столу и быстро написал: "Выставляю только один этюд акварелью, сделанный мною этим летом, – мой первый пейзаж".

(48) Была полночь. (49) Мохнатый снег падал снаружи на подоконник. (50) В соседней квартире кто-то играл на рояле сонату Грига. (51) Берг хотел проследить, какими неуловимыми путями появилось у него ясное и радостное чувство Родины. (52) Оно зрело годами, но последний толчок дали лесной край, осень, крики журавлей... (53) Почему? (54) Берг никак не мог найти ответа, хотя и знал, что это было так.

(55) Берг знал, что теперь он связан со своей страной не только разумом, но и всем сердцем, как художник, и что любовь к Родине сделала его умную, но сухую жизнь тёплой, весёлой. (56) Во сто крат более прекрасной, чем раньше.

(по К. Г. Паустовскому)

 Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968) – известный русский писатель, классик отечественной литературы.

   3. В получившемся сочинении (написанном с соблюдением первых пяти критериев) проверьте, насколько точно Вы сформулировали речь, как она разнообразна, нет ли повторов и одинаково построенных предложений.

(1) Прутский поход Петра Первого, предпринятый в 1711 году, как говорится, сразу не заладился. (2) После победы над шведами в головах у многих русских государственных деятелей началось то, что позже назовут головокружением от успехов. (3) Когда под Полтавой была наголову разгромлена не знавшая прежде поражений армия шведского короля Карла XII, державшего в узде всю Европу, многим казалось, что теперь для русского оружия нет ничего невозможного, что чудо-богатыри только свистнут — и турки сразу же выбросят белый флаг. (4) Но не тут-то было. (5) Турки хитро заманили русское войско в безводные степи, а потом окружили. (6) Страшный зной, голод и жажда, турецкие конники, бесшумно маячившие в мареве, будто призраки из преисподней, беспрестанные рыдания офицерских жён — всё слилось в погребальную музыку, которой дирижировала неизбежность... (7) Никто не знал, что делать. (8) Двигаться вперёд нельзя, потому что враги превосходили их вчетверо, нельзя стоять на месте, позволяя туркам стягивать кольцо окружения. (9) Но невозможно и отступить. (10) Словно вода в пересыхающем степном колодце, таяли силы, мало-помалу отчаяние и безнадёжность овладевали людьми, которые оказались в западне.

(11) Царь Пётр, пожалуй, лучше остальных понимал серьёзность создавшегося положения, но ему нужно было думать не о собственной жизни, а о судьбе страны, которая могла лишиться правителя. (12) Тогда царь отправил письмо в Боярскую Думу, которое правильнее было бы назвать завещанием. (13) В коротком послании он даёт последние распоряжения своим сподвижникам, просит их руководствоваться в своей деятельности государственными интересами.

(14) Турки схватили посыльного, нашли депешу и внимательно её прочитали. (15) Карл XII, который прятался у турок, довольно потирал руки: письмо ясно указывало на то, что положение русских не просто тяжёлое, оно безнадёжное. (16) Но великий визирь, напротив, погрузился в задумчивость, а потом внезапно объявил, что решил заключить перемирие с окружённым русским войском и отпускает его на все четыре стороны. (17) Карл решил, что ослышался: какое перемирие, кто отпускает врага, попавшего в ловушку? (18) Да этот визирь спятил! (19) Шведский король просит, умоляет, требует, заклинает, но визирь непоколебимо качает головой: из перехваченного послания ясно, что русский царь уже готов к смерти, а это означает, что его воины будут сражаться остервенело, до последнего дыхания, до последней капли крови. (20) Конечно, стопятидесятитысячная турецкая армия скорее всего одолеет 40 тысяч русских воинов, но это будет пиррова победа. (21) Лучше, если русские просто уйдут.

(22) Этот исторический факт может вызвать разные оценки, стать предметом для глубоких социологических, философских и психологических обобщений. (23) Важно главное: в этом как будто бы бесславном с точки зрения прямых результатов походе ярко проявилась та сила, которую называют национальным духом. (24) Чаще всего эту силу характеризуют, используя определения "таинственная", "неведомая", "непостижимая", однако ничего мистического в ней нет. (25) Она рождается из необходимости защищать свою семью, друга, дом, Отчизну, то есть из необходимости отвечать за что-то большее, чем собственная жизнь. (26) Да, в том походе не были решены военные задачи, не были одержаны славные победы, но зато была добыта главная мудрость: побеждает не тот, у кого больше людей и оружия, а тот, у кого больше стойкости и мужества.

(По С. Покровскому)

Сергей Михайлович Покровский (род. в 1967 г.) — современный прозаик.

Еще материалы по теме «Критерий 9: грамматические нормы »



Хотите пойти учиться в колледж?
Выбирайте «Тьюторию»!

Поступление без ОГЭ и ЕГЭ. Обучаем перспективным профессиям
после 9 или 11 класса.

Жмите на баннер!
Текст прошел проверку у экспертов «ИнПро» ®
педагог по русскому и литературе
педагог по русскому и литературе
педагог по русскому и литературе
педагог по русскому и литературе

Справочно:

Материалы подготовлены Федеральным образовательным сервисом «ИнПро»® – Лицензия Минобрнауки 22Л01 № 0002491.

Готовим детей к школе, а также подтягиваем по школьной программе по всей России в 40+ центрах и онлайн, в том числе в Вашем городе.

Бесплатная горячая линия: 8 800 250 62 49 (с 6 до 14 по Мск).


Следите за новостями в социальных сетях:


Нужен репетитор? Запишитесь на бесплатное пробное занятие в «ИнПро»®

Отправка запроса ни к чему не обязывает, это бесплатно. Будем рады помочь!

Отправляя заявку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных.

Нужен репетитор?
Запишитесь на бесплатное пробное занятие в «ИнПро»®

Отправка запроса ни к чему не обязывает, это бесплатно. Будем рады помочь!

Отправляя заявку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных.
Бесплатное занятие Бесплатное занятие